Чему обучают ребёнка в детском саду

Программа от Рождения до школы.
|
2 Мб
Скачать
Автор: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева

Автор: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева

Краткая аннотация программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная программа «От рождения до школы» (далее — Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация воспитательно-образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Принципы и подходы к формированию Программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская). Программа «От рождения до школы»: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Обучение грамоте.
|
3 Мб
Скачать
Автор: Н.В. Нищева
Целью которой является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Одной из важнейших задач Программы является профилактика нарушений письменной речи у детей в дальнейшем при обучении в начальной школе. Задачей Программы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. 
 
В парциальной программе Нищевой Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» указаны следующие основные принципы:    принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;    принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;   принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;   принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;   принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;   принцип постепенности подачи учебного материала. 
 
Планируемые результаты I период (дети 4-5 лет). Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза:  воспитано внимание к звуковой стороне речи;  сформировано умение различать гласные звуки по принципу контраста;  сформирован навык выделения гласных звуков из ряда звуков;  сформировано умение выделять гласные и согласные звуки;  ребенок владеет понятиями звук, гласный звук, согласный звук и умеет ими оперировать;  сформировано умение делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та), и составлять слова из двух данных открытых слогов. 
 
Обучение грамоте:   сформировано понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы;  ребенок знает гласные буквы А, У, О, И, с согласные буквы Т, П, Н, М, К;  сформированы навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов. 
 
II период (дети 5-6 лет). Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза:  ребенок умеет на различать слух гласные звуки;  сформированы понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук;  сформирован навык слогового анализа и синтеза слов,, состоящий из двух слогов, одного слога, трех слогов;  закреплено понятий слог и умение им оперировать; 
 сформирован навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий. 
 
Обучение грамоте:  закреплены понятия буква и представление о том, чем звук отличается от буквы;  ребенок знаком с буквами Б, Д, Г, Ф, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.  закреплен навык чтения слогов с изученными буквами;  сформирован навык осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами. 
 
III период (дети 6-7 лет). Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза:  закреплены представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;  ребенок имеет представление о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков;  ребенок ознакомлен с новыми звуками [ц],[ч],[щ],[л],[л’],[р],[р’];  закреплен навык слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. 
 
Обучение грамоте:  ребенок ознакомлен с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.  закреплено умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Усовершенствован навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов;  закреплено знания уже известных детям правил правописания (ча – ща,, чу – щу);  сформирован навык разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов. 
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕЕНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
0,2 Мб
Скачать
Автор: Д.Н. Колдина
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе художественного творчества испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе художественного творчества у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия изобразительной деятельностью: формируют интерес у детей к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворяют потребность детей в самовыражении. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации. Отличительные 
особенности программы: Программа нацелена на взаимосвязь и единство различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) друг с другом. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе. Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie